Немножечко истории ЯВА
Ява (Jawa) —
мотоцикл, производимый в Чехословакии. В советские времена мотоциклы Ява
считались одними из лучших из доступных в СССР.
Название мотоциклов
«Ява» не имеет ничего общего с островом Ява. Оно является сокращением от имени
владельца фабрики Франтишека Яничека (чеш. Frantiek Janeek) и от названия
фирмы «Вандерер» (Wanderer), у которой предприниматель купил оборудование и
лицензию на производство первых мотоциклов под маркой «Ява».
Эта
модель Явы часто снималась в советских кинофильмах. Например, именно на таком
мотоцикле с коляской ездит Геннадий Петрович Козодоев (герой Андрея Миронова) в
фильме «Бриллиантовая рука». Также на таком мотоцикле в фильме «Приключения
Электроника» перемещается Урри, герой Николая Караченцова. В детективе «Сыщик»
герой Леонида Ярмольника — бандит по кличке «Гнус» — следит за курьером при
помощи мотоцикла «Ява-350 Кросс».
Одним из народных названий данной модели Явы стало
«Ява-старуха» либо просто «старуха». «Старухи» с одноцилиндровым двигателем в
народе назывались «чекушки».
Последняя модель Яв, поставлявшаяся в СССР в конце
1980-х, начале 1990-х — «Ява 350 638» — получила народное название
«Эксперименталка» или «Тачка». «Тачкой» мотоцикл обязан известной группе
«Сектор газа», песней «Ява». Цитата из песни: «… а я Тачку нежно тряпочкой
протру». Мотоцикл часто снимался в фильмах той эпохи таких как: «Фанат-2»,
«Крысы, или Ночная мафия», «Авария — дочь мента», в клипе группы «Черный
Обелиск» «Полночь».
В наше время мотоциклы Ява также поставляются в
Россию. Это более совершенные модели, но они проигрывают японским мотоциклам и
поэтому не пользуются прежней популярностью, хотя удобны для начинающих
мотоциклистов и некоторые модели достойны внимания в соотношении цена-качество.
Все крупные
машиностроительные предприятия Чехословакии после войны были национализированы.
«Ява» тоже стала государственным предприятием. Сложно сказать, какова была бы
судьба чешских мотоциклов в условиях свободного послевоенного рынка, но если до
войны высокое качество позволило вытеснить из страны все импортные мотоциклы,
то к концу пятидесятых «Явы» экспортировались в 120 стран мира.
В
1948 году была построена 350-кубовая двухцилиндровая версия мотоцикла. С 1953
года на «Явы» стали устанавливать модернизированную переднюю вилку и
маятниковую заднюю подвеску, мотоциклы получили обновленную облицовку. Эта
модель с середины пятидесятых пошла на экспорт в СССР, ставший их крупнейшим
потребителем.
«Ява» в СССР была мотоциклом престижа. Качество
изготовления и почти автомобильные пробеги между ремонтами создали заслуженное
уважение к этой марке. Высокая культура производства чехословацких мотоциклов
сказывалась на всем. В СССР, жившем по законам дефицита, основные запчасти к
«Явам» были доступнее, чем к остальным мотоциклам. В издававшемся на русском
языке журнале «Чехословацкое мотор ревю» завод публиковал рекомендации
мотоциклистам и обзоры новинок в конструкции. Общее теплое отношение всех, кто
знаком с этими моделями, сохраняется до сих пор.
Непрерывное повышение
мощности двигателей мотоциклов ЯВА, а также необходимость увеличения
безопасности эксплуатации двухколесных машин наземного транспорта уже и раньше
наводили на мысль, что при разработке мотоциклов ЯВА новых моделей следовало бы
приступить к коренной реконструкции и модернизации ходовой части. Применявшаяся
до сих пор простая плоская рама обеспечивала хорошие ходовые качества при
скорости, не превышающей 115-120
км/ч. При более высоких скоростях у мотоцикла проявлялись
признаки неустойчивости даже на прямом участке дороги, и для управления им
необходим был большой опыт. Причина заключалась в конструкции рамы и в ее
соединении с задней качающейся вилкой. Имеющийся поперечный зазор в узком соединении
задней вилки с рамой обусловливал при нормальном износе втулок и оси
соединения, а также высоких скоростях движения неблагоприятные явления при
управлении мотоциклом. Мотоцикл начинало на ходу «кидать», повороты невозможно
было проехать по ровной дуге, водитель терял чувство уверенности и
безопасности.
Эти
недостатки были устранены при использовании двойной пространственной рамы с
широкой опорой качающейся задней вилки. Если не учитывать краткий период
производства мотоциклов моделей 623 и 633, когда их выпускали параллельно с
мотоциклами ЯВА-250 мод. 629/00 и ЯВА-350 мод. 360, то новую конструкцию
ходовой части с двойной закрытой рамой специалисты народного предприятия «ЯВА»
разработали уже в 1973
г. Этот новый мотоцикл класса 350 см^ мод. 634 выпускают
с двигателем только такого рабочего объема. Целесообразная простота присущая
мотоциклам ЯВА, бьли сохранены в этой модели, которым подходит слово
«заслуженный», уходит, а новый мотоцикл мод 634 несколько в принципе
измененный, дает начало новому поколению мотоциклов ЯВА.