Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 9
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2012 » Апрель » 22 » Генератор - неисправности и ремонт. каковы особенности генераторов мотоциклов
21:04

Генератор - неисправности и ремонт. каковы особенности генераторов мотоциклов





Мотоцикл Ява. Техническая характеристика, эксплуатация и ремонт, каталог деталей. >> ГЕНЕРАТОР - Неисправности и ремонт. Каковы особенности генераторов мотоциклов "Ява-634" и "Ява-638"? Можно ли на моделях ранних выпусков применить генератор "Ява-638"? Детали генератора.


ГЕНЕРАТОР

На мотоциклах "Ява-250" и "Ява-350" применен генератор постоянного тока модели Д-355, шестиполюсный, параллельного возбуждения, мощностью 45 вт и номинальным напряжением 6 в.

Генератор расположен в правой передней части картера двигателя, образованной специальными перегородками, имеющимися на картере и крышке.

Генератор (рис. 90) состоит из двух основных частей: неподвижной - статора 2 и подвижной (вращающейся) - ротора (якоря) 4. Статор прикреплен к картеру двумя болтами 1. На корпусе статора установлен реле-регулятор, диск 8 с прерывателями и конденсаторами. К коллектору якоря прижимаются щетки, с которых снимается электрический ток. На конце вала якоря напрессован кулачок 3 прерывателя. Его положение относительно поршня определяется штифтом, запрессованным в цапфу коленчатого вала.

Обмотки возбуждения статора соединены последовательно и подключены к щеткам параллельно потребителям (см. рис. 88). В цепь обмотки возбуждения введено добавочное сопротивление, которое в зависимости от напряжения на щетках генератора включается и отключается автоматически при помощи реле-регулятора.

Мотоцикл Ява. Генератор в разобранном виде.

Рис. 90. Генератор в разобранном виде: 1 - болты крепления статора; 2 - корпус статора; 3 - кулачок: 4 - ротор; 5 - центрирующий поясок статора; 6 - башмак; 7 - обмотка возбуждения; 8 - диск с прерывателями; 9 - болт крепления якоря

Неисправности и ремонт

Неисправность генератора может проявляться только при работе двигателя, когда число оборотов коленчатого вала равно примерно 1500 в минуту, что соответствует скорости движения мотоцикла около 30 -35 км/ч на четвертой передаче. Напряжение генератора в это время превышает напряжение аккумуляторной батареи, и реле-регулятор переключает систему электрооборудования на питание от генератора. Контрольная лампа, горевшая при питании электрооборудования от батареи, гаснет. Если она продолжает гореть, то могут быть неисправны: цепь питания лампы, реле-регулятор или генератор (вырабатывает электроэнергию недостаточной мощности). Определяют неисправный узел следующим образом.

При работающем со средним числом оборотов двигателе поворачивают ключ зажигания влево и снимают предохранитель. Остановка двигателя укажет на то, что система электрооборудования питается от батареи. В этом случае могут быть неисправны реле-регулятор или генератор.

Чтобы проверить, вырабатывает ли генератор необходимую электроэнергию, во время работы двигателя со средним числом оборотов отсоединяют от клеммы 51 и 61 генератора провода и подключают контрольную лампу (или вольтметр) к клемме 51 на колодке реле-регулятора и к массе. Загорание лампы означает, что генератор вырабатывает требуемую электроэнергию и неисправность надо искать в электропроводке. Если лампа не загорается, надо подсоединить ее к клемме 61 генератора. Загорание лампы в этом случае свидетельствует о неисправности реле-регулятора. Если же она не загорается, то неисправен якорь или статор.

Для выяснения и устранения неисправностей генератора его снимают, для чего требуется выполнить следующее:

1. Снять правую крышку картера.

2. Отсоединить провода от клемм реле-регулятора (клеммы 51, 61 и 1А на мотоцикле "Ява-250" и клеммы 51, 61,1 А и 1В на мотоцикле "Ява-350"). У последних моделей мотоцикла провода 1А и 1В подсоединены не к клеммам на щитке реле-регулятора, а непосредственно к прерывателям. Надавливая на выступающий конец спиральной пружины, укрепленной на основании подвижного контакта, вынимают провод (рис. 91).


Рис. 91. Прерыватель мотоцикла "Ява-350": 1 - винт крепления кулачка; 2 - кулачок; 3 и 17 - винты крепления сектора прерывателя левого цилиндра; 4 - упор подвижного контакта; 5 - неподвижный контакт (наковальня); 6 - основание прерывателя; 7 и 16 - винты крепления диска прерывателя правого цилиндра; 8 - подвижный контакт (молоточек); 9 - винт крепления неподвижного контакта; 10 - провод 1А прерывателя правого цилиндра; 11 - пружина подвижного контакта; 12 - упор для регулировки; 13 - пластмассовая втулка; 14 - ось молоточка; 15 - фетровый очиститель кулачка; 18 - сектор

3. Отвернуть при помощи отвертки или торцового ключа (S=10 мм) два болта, крепящих статор генератора к картеру.

4. Снять статор, слегка поворачивая его из стороны в сторону. Следить за тем, чтобы при этом не был поврежден реле-регулятор.

5. Вывернуть ключом (S=10 мм) болт крепления якоря на цапфе коленчатого вала и, поддев кулачок двумя отвертками (рис. 92), снять его.

6. Ввернуть в освободившееся отверстие съемник (рис. 93), и, придерживая рукой якорь, заворачивать съемник до тех пор, пока якорь не сойдет с цапфы.

Если для вворачивания съемника приходится прикладывать большое усилие, то во избежание срыва резьбы можно легкими ударами деревянного молотка по пластинам якоря помогать его снятию (по коллектору стучат нельзя).

7. Проверить надежность запрессовки направляющего штифта в цапфе коленчатого вала, чтобы не утерять его.

Рассмотрим основные неисправности генератора.

Генератор работает с перебоями или не дает тока (контрольная лампочка мигает или не гаснет при работе двигателя на средних оборотах, т.е. при скорости движения мотоцикла 30 - 50 км/ч), причины отсутствия напряжения на клеммах генератора могут быть следующие.

1. Плохой контакт щеток с коллектором: а) заедание щеток в щеткодержателях в результате загрязнения их угольной пылью, заедание провода в щели щеткодержателя или других причин, которые обнаруживаются во время осмотра; б) износ щеток до длины менее 8 мм; в) ослабление пружины щеток или соскакивание защелки пружины с выступов щеткодержателя.

2. Неправильная установка щеток в щеткодержателях после их осмотра (щетка не попала радиусом на коллектор). Для очистки щеток и щеткодержателей их надо вынуть из генератора и промыть бензином. Изношенные щетки или ослабленные пружины надо заменить.


Рис. 92. Снятие кулачка


Рис. 93. Снятие якоря с помощью съемников: а - снятие якоря; б - съемники; 1 - цельный; 2 - составной

3. Замыкание на массу отрицательной (изолированной от массы) щетки. Это может произойти из-за нарушения изоляции провода щетки или в результате образования токопроводящего мостика из угольной пыли, образующейся в результате износа щеток. Угольную пыль с изоляционной пластинки надо удалить, а нарушенную изоляцию проводника восстановить.

4. Загрязненность коллектора и межламельных промежутков и износ пластин коллектора до уровня изоляции. Нарушение изоляции между пластинами коллектора происходит в результате заполнения пазов межламельной изоляции спрессованной грязью и угольной пылью. Нормальный коллектор должен иметь гладкие блестящие пластины и чистые межламельные углубления изоляции. Износ пластин коллектора наступает, как правило, после износа нескольких пар щеток или в результате чистки пластин грубой шкуркой.

Если пластины коллектора в процессе эксплуатации износились и межламельная изоляция стала вровень с ними, необходимо пластины коллектора проточить и прошлифовать, а изоляцию углубить, придав ей необходимую форму (рис. 95). Предварительный осмотр коллектора можно произвести, не снимая статора, а для очистки коллектора и для углубления изоляции между его пластинами статор генератора необходимо снять с картера.

5. Ослабление контактов наконечников проводов в клеммной колодке или замыкание их на массу. Если обнаружена ненормальная работа генератора, наконечники проводов следует осмотреть и удалить их от массы. Следует также проверить затяжку гаек, крепящих клеммы. Эти гайки расположены с внутренней стороны клеммной колодки.

6. Вода и грязь, попавшие на реле-регулятора и генератор. Чтобы пыль и вода не попадали на генератор и реле-регулятор, во время эксплуатации мотоцикла необходимо следить за плотностью прилегания правой крышки к картеру двигателя.

7. Только если все перечисленное в предыдущих пунктах находится в полной исправности, причину ненормальной работы генератора можно искать в реле-регуляторе.


Рис. 94. Щетка генератора (стрелками показаны места, где следует снять фаски)
Рис. 95. Виды дефектов межламельной изоляции коллектора и углубление изоляции: а - неправильно углубленная изоляция: б - правильно углубленная изоляция; в - неуглубленная изоляция: 1 - инструмент; 2 - пластина коллектора

КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ГЕНЕРАТОРОВ МОТОЦИКЛОВ "ЯВА-634" И "ЯВА-638"?

На мотоциклах "Ява-634" применен более мощный генератор (75 Вт). При создании генератора были сохранены его прежние габаритные размеры, чем обеспечена взаимозаменяемость с предыдущими моделями.

Ради повышения мощности генератора при неизменных размерах разработчикам пришлось пойти на ухудшение одного параметра: генератор достигает напряжения, необходимого для срабатывания реле-регулятора, при более высоких оборотах двигателя - 1800-2000 об/мин. Напряжение 6,1 В достигается при езде
на 1-й передаче со скоростью 14-16 км/ч,
на 2-й - 25 - 27,5 км/ч,
на 3-й - 35 - 38,5 км/ч,
на 4-й - 45 - 51 км/ч.

Эти особенности нужно учитывать для выработки правильного стиля езды.

У мотоциклов "Ява-638" применена 12-вольтовая схема электрооборудования. Основой её является генератор переменного тока. Его мощность увеличена в 2,8 раза при незначительных изменениях габаритных размеров. Генератор работает с выпрямителем на кремниевых диодах и вибрационным регулятором напряжения.

МОЖНО ЛИ НА МОДЕЛЯХ РАННИХ ВЫПУСКОВ ПРИМЕНИТЬ ГЕНЕРАТОР "ЯВА-638"?

Можно. Для этого нужно изменить электрическую схему мотоцикла в соответствии со схемой "Ява-638", а также произвести механическую доработку кривой крышки картера, изготовить дополнительные детали (см. рис. 96-99).

Фланец (рис. 96) и конус (рис. 97) иготавливаются из стали.

При разметке фланца пользуемся в качестве шаблона статором генератора, а конуса - ротором. Кроме того, необходимо, собрав статор с фланцем, пропилить в них круглым напильником небольшое углубление под винт, крепящий правую крышку картера. Переходной фланец устанавливаем вместо старого 6-вольтового генератора в расточку картера и крепим двумя винтами М6х30. Затем на цапфу коленчатого вала надеваем переходной конус и ротор генератора. Статор крепим четырьмя винтами М6х10 к переходному фланцу. Чтобы не повредить щетки при монтаже новых деталей, их лучше временно снять с генератора.


Рис. 96. Переходной фланец

Поскольку новый генератор больше по размерам, надо обработать (лучше на вертикально-фрезерном станке, но можно и вручную) правую крышку картера, сняв часть перегородки. Чтобы не повредить крышку на станке, предварительно вставляем распорку, как показано на рис. 98. Кроме того, из подходящего материала - пластмассы, картона и т.п. делаем дистанционную прокладку под крышку толщиной 4 мм, пользуясь правой крышкой картера в качестве шаблона.

Чтобы защитить генератор от пыли и грязи, вклеиваем резиновую перегородку. Для нее и прокладки используем эпоксидный клей.

Надо еще исключить задевание тормозной педали о "расширившийся" теперь двигатель, - сняв педаль и вал тормоза, укоротить на 4 мм или изготовить новую распорную втулку 5 (рис. 99) и выточить втулку 7 длиной 4 мм. После сборки согласно рисунку педаль окажется смещенной вправо.


Рис. 97. Переходной конус


Рис. 98. Крышка картера: 1 - распорка; 2 - дистанционная прокладка; 3 - перегородка
Рис. 99. Привод ножного тормоза: 1 - тормозной рычаг; 2 - регулировочный винт; 3 - фетровое кольцо; 4 - рама мотоцикла; 5 - распорная втулка; 6 - вал тормозной педали; 7 - дополнительная распорная втулка; 8 - тормозная педаль

Детали генератора (рис. 100, 101, 102)


Рис. 100.


Рис. 102.

Просмотров: 3027 | Добавил: inghtle | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Апрель 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz