Ява (Jawa) — мотоцикл, производимый в Чехословакии. В советские времена мотоциклы Ява считались одними из лучших из доступных в СССР.
Название мотоциклов «Ява» не имеет ничего общего с островом Ява. Оно является сокращением от имени владельца фабрики Франтишека Яничека (чеш. Frantiek Janeek) и от названия фирмы «Вандерер» (Wanderer), у которой предприниматель купил оборудование и лицензию на производство первых мотоциклов под маркой «Ява». [1] Эта модель Явы часто снималась в советских кинофильмах. Например, именно на таком мотоцикле с коляской ездит Геннадий Петрович Козодоев (герой Андрея Миронова) в фильме «Бриллиантовая рука». Также на таком мотоцикле в фильме «Приключения Электроника» перемещается Урри, герой Николая Караченцова. В детективе «Сыщик» герой Леонида Ярмольника — бандит по кличке «Гнус» — следит за курьером при помощи мотоцикла «Ява-350 Кросс». Одним из народных названий данной модели Явы стало «Ява-старуха» либо просто «старуха». «Старухи» с одноцилиндровым двигателем в народе назывались «чекушки».
Последняя модель Яв, поставлявшаяся в СССР в конце 1980-х, начале 1990-х — «Ява 350 638» — получила народное название «Эксперименталка» или «Тачка». «Тачкой» мотоцикл обязан известной группе «Сектор газа», песней «Ява». Цитата из песни: «… а я Тачку нежно тряпочкой протру». Мотоцикл часто снимался в фильмах той эпохи таких как: «Фанат-2», «Крысы, или Ночная мафия», «Авария — дочь мента», в клипе группы «Черный Обелиск» «Полночь». В наше время мотоциклы Ява также поставляются в Россию. Это более совершенные модели, но они проигрывают японским мотоциклам и поэтому не пользуются прежней популярностью, хотя удобны для начинающих мотоциклистов и некоторые модели достойны внимания в соотношении цена-качество.
Все крупные машиностроительные предприятия Чехословакии после войны были национализированы. «Ява» тоже стала государственным предприятием. Сложно сказать, какова была бы судьба чешских мотоциклов в условиях свободного послевоенного рынка, но если до войны высокое качество позволило вытеснить из страны все импортные мотоциклы, то к концу пятидесятых «Явы» экспортировались в 120 стран мира. В 1948 году была построена 350-кубовая двухцилиндровая версия мотоцикла. С 1953 года на «Явы» стали устанавливать модернизированную переднюю вилку и маятниковую заднюю подвеску, мотоциклы получили обновленную облицовку. Эта модель с середины пятидесятых пошла на экспорт в СССР, ставший их крупнейшим потребителем. «Ява» в СССР была мотоциклом престижа. Качество изготовления и почти автомобильные пробеги между ремонтами создали заслуженное уважение к этой марке. Высокая культура производства чехословацких мотоциклов сказывалась на всем. В СССР, жившем по законам дефицита, основные запчасти к «Явам» были доступнее, чем к остальным мотоциклам. В издававшемся на русском языке журнале «Чехословацкое мотор ревю» завод публиковал рекомендации мотоциклистам и обзоры новинок в конструкции. Общее теплое отношение всех, кто знаком с этими моделями, сохраняется до сих пор.
Непрерывное повышение мощности двигателей мотоциклов ЯВА, а также необходимость увеличения безопасности эксплуатации двухколесных машин наземного транспорта уже и раньше наводили на мысль, что при разработке мотоциклов ЯВА новых моделей следовало бы приступить к коренной реконструкции и модернизации ходовой части. Применявшаяся до сих пор простая плоская рама обеспечивала хорошие ходовые качества при скорости, не превышающей 115-120 км/ч. При более высоких скоростях у мотоцикла проявлялись признаки неустойчивости даже на прямом участке дороги, и для управления им необходим был большой опыт. Причина заключалась в конструкции рамы и в ее соединении с задней качающейся вилкой. Имеющийся поперечный зазор в узком соединении задней вилки с рамой обусловливал при нормальном износе втулок и оси соединения, а также высоких скоростях движения неблагоприятные явления при управлении мотоциклом. Мотоцикл начинало на ходу «кидать», повороты невозможно было проехать по ровной дуге, водитель терял чувство уверенности и безопасности.
Эти недостатки были устранены при использовании двойной пространственной рамы с широкой опорой качающейся задней вилки. Если не учитывать краткий период производства мотоциклов моделей 623 и 633, когда их выпускали параллельно с мотоциклами ЯВА-250 мод. 629/00 и ЯВА-350 мод. 360, то новую конструкцию ходовой части с двойной закрытой рамой специалисты народного предприятия «ЯВА» разработали уже в 1973 г. Этот новый мотоцикл класса 350 см^ мод. 634 выпускают с двигателем только такого рабочего объема. Целесообразная простота присущая мотоциклам ЯВА, бьши сохранены в этой модели (рис. 34). которым подходит слово «заслуженный», уходит, а новый мотоцикл мод 634 несколько в принципе измененный, дает начало новому поколению мотоциклов ЯВА.
|
|