Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 9
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2012 » Июль » 6 » Ремонт автоматического сцепления мотобуксировщиков "райда" и "рекс"
20:16

Ремонт автоматического сцепления мотобуксировщиков "райда" и "рекс"





Автоматическое сцепление мотобуксировщиков «Райда», «Рекс» и аналогичных им – головная боль многих владельцев мотособак. На собственном опыте убедился, что автоматическое сцепление мотобуксировщика «Райда» - это его слабое место. К концу второго сезона эксплуатации мотобуксировщик стал заметно слабее тащить двух человек. В глубоком снегу «Райда» начинала буксовать, редуктор сильно стал нагреваться, а затем дважды во время одной из поездок маслом выдавило сальник редуктора. И в конце концов в одной из поездок по глубокому рыхлому мокрому снегу мотособака окончательно «сдохла». Двигатель работал на полных оборотах, а мотобуксировщик даже не трогался с места. Стало ясно, что сцепление вышло из строя.

Аналогично вышло из строя автоматическое сцепление и у ещё нескольких знакомых владельцев мотобуксировщиков «Райда» и «Рекс». Не случайно, в новых моделях мотобуксировщиков, таких как «Paxus», «Чинук» вместо автоматического сцепления или простенького вариатора устанавливается испытанный годами, обкатанный на снегоходе «Буран» вариатор «Сафари». А кое-кто из владельцев мотособак устанавливает и настоящую коробку передач, которая дает возможность двигаться на мотобуксировщике даже задним ходом.
Ну, а тем владельцам мотобуксировщиков, у которых установлено автоматическое сцепление, может оказаться полезной информация о его устройстве и о том, как можно самому отремонтировать сцепление в случае его выхода из строя.

Так как у мотобуксировщиков «Райда» и «Рекс» нет коробки передач, а соответственно и нейтральной передачи, то сцепление предназначено для отсоединения двигателя от трансмиссии при остановках и при его запуске, а затем для плавного их соединения при трогании с места, для передачи вращения от двигателя на редуктор, а также для предохранения элементов трансмиссии и двигателя от перегрузок.
На мотобуксировщиках установлено автоматическое фрикционное центробежное сцепление, режим работы которого зависит от оборотов двигателя. Сцепление мокрое, так как диски размещаются в масляной ванне.
Принцип действия автоматического сцепления мотобуксировщика основан на использовании центробежных сил. В масляной ванне расположен редуктор и блок из нескольких дисков со специальным напылением для увеличения трения. При неработающем двигателе и на очень малых оборотах при его запуске между дисками есть небольшой зазор; двигатель работает, ведущие диски сцепления вращаются, а ведомые диски остаются неподвижными. Мотобусировщик при этом стоит на месте. Если соединить диски между собой, то вращение коленчатого вала за счет трения будет передаваться ведомым дискам. Соединение дисков происходит автоматически, под воздействием центробежных сил, действующих на кулачки муфты сцепления, которые с увеличением числа оборотов расходятся все больше и прижимают подпружиненный нажимной диск, Чем выше число оборотов, тем сильнее прижимаются друг к другу диски сцепления. В тот момент, когда ведущие и ведомые диски сцепления сжаты настолько, что прекращают проворачиваться, (проскальзывать относительно друг друга, мотобуксировщик трогается с места.
На малых же оборотах сжатие дисков не настолько плотное и при большой нагрузке происходит проворачивание дисков относительно друг друга и их сильный нагрев из-за трения.
В случае перегрузки мотобуксировщика с автоматическим сцеплением (путем превышения допустимого веса на прицепных санях или езды по рыхлому глубокому снегу, а ещё хуже по ледяной каше – наслуду) двигатель работает, но мотобуксировщик двигается еле-еле, так как гусеница проворачивается очень тяжело. В результате двигатель начинает работать с натугой, обороты падают, поэтому прижимной диск муфты сцепления отходит от фрикционных дисков. Они освобождаются от жесткого сцепления и начинают проворачиваться с различными скоростями относительно друг друга. Так как в результате трения выделяется большое количество тепла, масло в ванне сильно нагревается, разжижается, становится менее вязким, что ещё уменьшает силу сцепления дисков.
При нагревании масло также сильно расширяется в объеме и нередко выталкивает уплотнительный сальник, а порой и выбивает пробку заливной горловины.
Напыление дисков в результате длительного трения быстро снашивается или подгорает. Сцепление выходит из строя.
Как предотвратить выход автоматического сцепления мотобуксировщика из строя?
Самое главное – это не перегружать мотобуксировщик. Не стоит экспериментировать: а сколько он может утащить? Утащить-то он может и трех-четырех человек по накатанной колее, а вот в снегу мотособачке придется туго. И вообще, лучше всего не лезть в глубокий рыхлый снег. Когда в гусеницу набивается много снега, она проворачивается очень тяжело, что создает нагрузку на сцепление. Не следует также без необходимости передвигаться на минимальной скорости. Нужно хорошо себе уяснить, что даже при небольшой нагрузке движение мотобуксировщика на малых оборотах пагубно влияет на сцепление. Именно в тот момент, когда обороты двигателя малы, и происходит наибольший износ дисков сцепления. Время от времени следует проверять степень нагрева корпуса редуктора. Если корпус лишь слегка нагрелся (рука легко терпит тепло), то всё нормально, можно продолжать движение. Если же корпус редуктора горячий, а тем более, если почувствовали запах разогретого масла, то следует остановиться и охладить редуктор.
Что делать, если сцепление вышло из строя, сальник выбило, масло вытекло из редуктора?
Возможно, что страшного ничего не произошло. Нужно просто дождаться, когда редуктор чуть поостынет, вставить на место сальник и, дождавшись полного охлаждения редуктора, залить масло, (а запас его я рекомендую всегда возить с собой), и осторожно, останавливая мотобуксировщик время от времени для охлаждения редуктора, добираться до дома. Если же масла с собой не оказалось, либо, несмотря на охлаждение, сцепление не срабатывает, выход один – грузить мотобуксировщик в сани-волокушу и на буксире доставлять его к дому. ( Самому именно так и пришлось поступить во время последнего своего выезда в прошлом сезоне.
Как отремонтировать автоматическое сцепление мотобуксировщика?
Можно, конечно, отдать его в ремонтную мастерскую, где заменят диски и проверят все остальные узлы мотособаки. Но можно отремонтировать и самому. Здесь есть два пути: либо сделать то же самое, что и в мастерской – заменить диски на запасные (хорошо, если вы их сразу найдете), либо попытаться изготовить более надежное сцепление. Ведь нет никакой гарантии, что и замененные диски не «сгорят» через несколько новых выездов на рыбалку.
Второй вариант более привлекателен ещё и потому, что обойдется гораздо дешевле. Сделать самому диски можно, слегка обточив на наждаке диски от мотоцикла «Ява», которые часто бывают в магазинах запчастей.
Два «родных» диска сцепления от мотобуксировщика (с зубьями) необходимо сточить до толщины 2 мм, тщательно зачистить мелкой наждачной бумагой (сделать их гладкими) , а три «явовских» диска с фрикционными накладками обточить по внешнему диаметру, подогнав их по размеру корпуса сцепления. Выступы этих дисков должны входить в прорези корпуса. С диска, который вставляется в корпус первым, одну сторону (прилегающую к корпусу) нужно также удалить накладку и зачистить. На еще двух дисках обе накладки сохраняются. Между ними вставляются диски (от мотобуксировщика) с зубьями по внутренней окружности кольца. Края дна барабана сцепления, на которое укладывается первый диск, возле прорезей нужно слегка подточить напильником, чтобы диск плотно прилегал к нему.
Так как собранный блок из дисков будет чуть толще, чем это было у «родного» сцепления мотобуксировщика, нажимной диск сцепления слишком сильно сожмет диски при затягивании центрального болта и сцепление даже при незаведенном двигателе «схватит намертво». Чтобы избежать этого, под болт, которым крепится нажимной диск можно подложить тоненькую шайбу, которая ослабит давление на диски. Толщину шайбы придется подбирать опытным путем (около 0,5 мм). Если на малых оборотах двигателя сцепление уже срабатывает, то нужно увеличить толщину шайбы. Если, наоборот, и при больших оборотах двигателя сцепление не срабатывает, то нужно уменьшить толщину шайбы.
Когда диски после нескольких поездок на мотобуксировщике окончательно притрутся, можно вновь разобрать сцепление и удалить шайбу.
Разборка сцепления мотобуксировщика и его сборка не занимает много времени. И в полевых условиях её тоже можно легко осуществить при наличии необходимых инструментов. Единственное неудобство – слив масла их корпуса. Сливная пробка расположена возле самой платформы мотобуксировщика, поэтому, чтобы избежать его разлива по платформе, можно применить обычную пластиковую бутылку, у которой отрезать дно под углом. Приподняв переднюю часть мотобуксировщика на какую-либо подставку (например, на рыболовный ящик), надо подставить эту бутылку под сливное отверстие и, лишь потом открутить пробку. Снимать крышку редуктора надо осторожно, чтобы не повредить прокладку.
Диски от мотоцикла «Ява» достаточно долговечны и при надлежащей настройке сцепление прослужит не один сезон, но, отправляясь на рыбалку, с собой на всякий случай стоит прихватить вместе с инструментами и комплект запасных фрикционных дисков, которые заранее обточить до нужного размера в домашних условиях. Сам я сейчас именно так и делаю, хотя сцепление мотобуксировщика и работает нормально.

Просмотров: 9327 | Добавил: inghtle | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Июль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz